|
|
|
ORIGINAL SUN SOUND(1958) |
GREATEST(1962) |
GOLDEN CREAM OF THE COUNTRY(1969) |
|
|
|
ORIGINAL GOLDEN HITS 1(1969) |
ORIGINAL GOLDEN HITS 2(1969) |
TASTE OF COUNTRY(1970) |
|
|
|
ROCKIN' RHYTHM AND BLUES(1969) |
OLE TIME COUNTRY MUSIC(1970) |
MONSTERS(1971) |
|
|
|
ORIGINAL GOLDEN HITS 3(1972) |
RURAL ROUTE NO.1(1972) |
GOLDEN HITS(1964) |
|
|
|
GREATEST LIVE SHOW ON EARTH(1964) |
RETURN OF ROCK(1965) |
COUNTRY SONGS FOR CITY FOLKS(1965) |
|
|
|
MEMPHIS BEAT(1966) |
BY REQUEST(1966) |
SOUL MY WAY(1967) |
|
|
|
ANOTHER PLACE ANOTHER TIME(1968) |
SHE STILL COMES AROUND(1969) |
COUNTRY MUSIC HALL OF FAME HITS 1(1969) |
|
|
|
COUNTRY MUSIC HALL OF FAME HITS 2(1969) |
TOGETHER(1969) |
SHE EVEN WOKE ME UP TO SAY GOODBYE(1970) |
|
|
|
THE BEST(1970) |
LIVE AT THE INTERNATIONAL HOTEL LAS VEGAS(1970) |
IN LOVING MEMORIES(1970) |
|
|
|
THERE MUST BE MORE TO LOVE THAN THIS(1971) |
TOUCHING HOME(1971) |
WOULD YOU TAKE ANOTHER CHANCE ON ME(1971) |
|
|
|
WHO'S GONNA PLAY THIS OLD PIANO(1972) |
KILLER ROCKS ON(1973) |
SOMETIMES A MEMORY AIN'T ENOUGH(1973) |
|
|
|
SOUTHERN ROOTS(1973) |
I-40 COUNTRY(1974) |
SESSIONS(1974) |
|
|
|
BOOGIE WOOGIE COUNTRY MAN(1975) |
ODD MAN IN(1975) |
COUNTRY CLASS(1976) |
|
|
|
COUNTRY MEMORIES(1977) |
THE BEST 2 (1978) |
KEEPS ROCKIN'(1978) |
|
|
|
FAN CLUB CHOICE(1985) |
I'M ON FIRE(1985) |
LIVE AT THE STAR CLUB HAMBURG(1986) |
|
|
|
ROCK ROCK ROCK(1986) |
MERCURY SESSIONS - UNRELEASED MASTERS(1991) |
JERRY LEE LEWIS(1979) |
|
|
|
WHEN TWO WORLDS COLLIDE(1980) |
KILLER COUNTRY(1980) |
THE BEST(1982) |
|
|
|
MY FINGERS DO THE TALKIN'(1983) |
I AM WHAT I AM(1984) |
|
|
Дата рождения: 29.09.1935 Джерри Ли Льюис по кличке "killer" ("убийца") родился 29 сентября 1935 года в городе Ферридей, Северная Луизиана. Самородок, играть начал в десять лет. Отец, услышав, как Джерри упражняется на чужом инструменте, заложил дом за 900 долларов и купил сыну почти новое пианино "Stark" (в настоящее время его, полуразбитое, можно увидеть в особняке Льюиса в Мемфисе). Его семья была крайне набожной, юный Джерри мечтал стать проповедником и поступил в Юго-Западный Библейский Институт в Техасе. Его выгнали оттуда за исполнение церковной песни "My God Is Real" в манере буги-вуги. К этому времени Джерри в совершенстве владел всеми известными ему стилями игры на пианино, отдавая предпочтение кантри, столь почитаемому в его семействе. В 1954 году он записал для радиостанции Луизианы хиты Хэнка Сноу "I Don't Hurt Anymore" и Эдди Фишера "If I Ever Needed You I Need You Now". В сентябре 1956 года Джерри вместе с отцом уезжает в Мемфис, попытать счастья на Sun Records. Хотя хозяин лейбла Сэм Филлипс в отъезде, им удается добиться прослушивания. Джерри понравился, но его кантри-репертуар не устраивает фирму - тогда всем был нужен рок-н-ролл. Джерри отправляется домой и пишет песню "End Of The Road" . На этот раз Sun Records в восторге, Сэм как раз искал белого музыканта, который смог бы играть как черный. Но Джерри Ли Льюис играл еще лучше. Ему было подвластно все: рок-н-ролл, кантри, дельта-блюз , джаз , лоудаун-блюз, буги-вуги, госпел, соул, блюграсс, рэгтайм, свинг. 14 ноября 1956 года состоялась первая запись Льюиса на Sun Records. Его песни 56-57 годов ("Crazy Аrms", "Whole Lotta Shakin' Goin' Оn", "Great Balls Of Fire", "Mean Woman Blues", "Breathless" и "High School Confidential") становятся хитами номер один. Карл Перкинс вспоминает: "Джерри, когда начинал, стеснялся людей. Я, Джонни Кэш и Джерри Ли были в турне по Канаде. Его "Crazy Arms" только-только вышла. Он сидел за фортепиано - лишь уголок лица его был виден - и играл темы Хэнка Уильямсa. Однажды в Калгари он вышел со сцены, стеная: "Это не для меня, люди меня не любят". А мы с Джоном говорили ему: "Повернись так, чтобы тебя было видно, наделай шуму!" Так на другой день он сел за рояль, поиграл, потом вдруг встал, отшвырнул назад стул и... родился новый Джерри Ли Льюис." Появился на свет "Killer", неистовый "белый черный", играющий на фортепиано руками, ногами, головой, всем телом и каждое выступление превращающий в огненный перфоманс. Все испортила женитьба Джерри на троюродной племяннице Майре Гейл, дочери своего гитариста. Ей тогда еще не исполнилось и 14 лет. Хотя в Америке этот брак воспринимался без особого ажиотажа, а в Луизиане просто был в порядке вещей (в первый раз Джерри женился в 15 лет на дочери священника), Англия встала на дыбы. Его британское турне 1958 года, на которое возлагались такие надежды, провалилось. После трех выступлений остальные 27 пришлось отменить (вся эта история великолепно показана в фильме Джима МакБрайда "Great Balls Of Fire", 90; в роли Льюиса - Деннис Куэйд). Возвратившись на родину, Джерри и там был встречен с кислой миной. О мировой карьере, подобной взлету Элвиса, можно было забыть. Рок, а с ним блюз и джаз, отошли на задний план. "Черная" музыка была не нужна властям, как слишком энергичная ("музыка протеста"). Хит-парады заполонили сладкие мальчики. Некоторое время Джерри продолжал писать буги (альбомы на Mercury Records 1963-1968 годов), а к 68-му году сосредоточился на кантри (Smash Records). Его карьера продолжалась достаточно успешно на Elektra (1979-1981) и на MCA, диски хорошо продавались, песни входили в топ-чарты. Но его частная жизнь была постоянным кошмаром не столько для него самого, сколько для окружающих. Джерри - музыкант буйный, агрессивный и непредсказуемый. Большую роль в его жизни играли амфетамины, помогающие вписаться в жесткий график концертов и не спать по много суток кряду, и антидепрессанты - даже великие истерики иногда желают вздремнуть. Под гнетом неоплаченных счетов, потеряв в результате несчастных случаев сыновей Стива Аллена в 1962 и Джерри Ли младшего в 1973, в год смерти матери (1970) он развелся с Майрой. В 1982 его четвертая жена Джарен утонула в бассейне, а в 1983 пятая жена Шон умерла от передозировки. Льюис был единственным, кто присутствовал при ее смерти, но его даже не вызвали свидетелем, до такой степени все было ясно. The Rolling Stone опубликовал обвинительную статью, где не было ни одного доказательства. В 1976 году он чуть не пристрелил своего басиста Нормана Оуэнса: целился в бутылку "Кока-колы", а попал товарищу в грудь (дважды). В том же году отвозил дочь в школу, а на обратном пути перевернулся в своем "роллс-ройсе". А в другой раз ехал с шампанским в гости к закадычному дружку Элвису, а пистолет положил на приборную панель, чтобы был на виду, а то еще арестуют за сокрытие оружия. Был нетрезв, ткнулся бампером в ворота; выбежал охранник и говорит: "Ты, что застрелить моего хозяина хочешь?", а Джерри отвечает: "Разумеется." Льюиса положили на капот, надели наручники, отвели в тюрьму. Когда Элвис, забирал его оттуда, спросил: "Что ты такого сделал?" "Пытался въехать в твои ворота,"- невинно ответил Льюис. Кроме последствий драк, на больничном счету Джерри почки, проблемы с дыханием, психические отклонения, язвенные кровотечения, от которых он пару раз (1981 и 1985) чуть не умер. В 1996 у него был инфаркт, но все закончилось благополучно. Пресса пишет, что его нынешняя жена Керри помогла ему избавиться от вредных привычек. Быть может, возраст, наконец, взял свое. Один из крестных отцов рок-н-ролла, Король Американской Музыки Южных Штатов по сей день играет настоящий южный блюз и кантри. Великий вокалист, пианист и шоумен, Джерри Ли Льюис по-прежнему остается культовой фигурой. Он продолжает записывать свои бешеные концерты, а его диски расходятся вполне неплохо.
ДЖЕРРИ ЛИ ЛЬЮИС
(род. 29.09.1935)
В рок-н-ролле, по-правде говоря, крайне мало настоящих талантов. Их можно пересчитать по пальцам одной руки. Многие из них либо находятся в тени менее талантливых, но удачнее раскрученных исполнителей, либо давным давно умерли. К таким талантам можно отнести Хэнка Уильямса (Hank Williams), Джимми Роджерса (Jimmie Rodgers), Муна Мулликена (Moon Mullican), Профессора Лонгхейра (Professor Longhair), Роберта Джонсона (Robert Johnson), Блинд Бой Фуллера (Blind Boy Fuller), Эла Джонсона (Al Johnson), Рея Чарльза (Ray Charles) и величайшего из них - Джерри Ли Льюиса. Все вышеуказанные либо мертвы, либо по другим причинам не получают заслуженного воздаяния за их вклад в мир музыки.
Родившийся в городе Ферридей (штат Северная Луизиана), Джерри Ли рос в крайне набожной семье, поэтому его самые ранние музыкальные впечатления связаны с церковной музыкой. Его жизни было предопределено стать трагедией, начиная с того момента, когда Льюису было 3 года и его старший брат Элмо-младший (отца звали Элмо-старший) погиб под колесами автомобиля с пьяным водителем за рулем.
Его родители оба любили музыку кантри, особенно Джимми Роджерса, и вскоре юный Джерри Ли тоже к ней приобщился. В доме своей тетки Джерри от случая к случаю играл на пианино, и когда его услышали родители, то уверились в том, что сын их одарен природой, и даже заложили дом с тем, чтобы приобрести ему пианино, когда Джерри было 8 лет. В молодости Джерри нравилось все из кантри, а также кое-что из джаза, в частности два исполнителя - Джимми Роджерс и Эл Джонсон. Он выучился играть их песни на пианино, однако считал, что для пения ему больше подходят песни Джонсона.
Вскоре он в совершенстве овладел всеми известными ему стилями игры на пианино. К концу 40-х гг. Джерри Ли открыл для себя негритянский блюз и увидел выступления таких исполнителей, как Чемпион Джек Дюпри (Champion Jack Dupree), Биг Масио (Big Maceo) и Би Би Кинг (B.B King). Джерри также знакомился с новыми песнями в записях Пиано Рида (Piano Red), Стика МакГи (Stick McGhee), Лонни Джонсона (Lonnie Johnson) и других. Во время своего первого публичного выступления на публике он исполнил песню Стика МакГи «Drinkin' Wine Spo-dee O'dee».
Певцом кантри с большой буквы в 40-х - начале 50-х годов был Хэнк Уильямс. Он был для своего времени тем, кем в 20-х - 30-х годах был Джимми Роджерс. Джерри, как и многие другие певцы кантри, был очарован Хэнком Уильямсом. Его любимыми песнями у Уильямса были «You Win Again» и «Lovesick Blues». Их и другие песни он включил в свой репертуар, сочетая их с другими блюзовыми и кантри вещами, изученными ранее.
Еще одним исполнителем, оказавшим огромное влияние на Джерри Ли, был Мун Мулликен, белый пианист, игравший буги-вуги, который сочетал стили блюз, джаз и кантри, и прославившийся такими хитами, как «I'll Sail My Ship Alone», записанный Джерри Ли на «Сан рекордз» (Sun Records), и «Seven Nights To Rock».
В середине 50-х Джерри изучал богословие в библейском колледже в Техасе, готовясь стать проповедником. Как и Мун Мулликен до него, Джерри не смог устоять перед искушением, идущим от его корней буги. И если Мун сыграл вариант песни Бесси Смит «St Louis Blues» во время церковной службы, то Джерри проинтерпретировал в стиле буги гимн «My God Is Real», за что и был изгнан. С этого момента Джерри обратился к музыке.
В 1954-м Джерри записал две песни для радиостанции Луизианы. Это были популярные в то время хиты Хэнка Сноу (Hank Snow) «I Don't Hurt Anymore» и Эдди Фишера (Eddie Fisher) «If I Ever Needed You I Need You Now». Обе песни, исполненные Джерри, сочетали блюз и кантри. Примерно в то же время Билл Хейли (Bill Haley) выпустил хиты со своими более приглаженными версиями негритянского ритм-энд-блюза, такими как «Rock The Joint» и «Shake, Rattle & Roll». А в 1955-м Хейли прогремел своим мощным хитом «Rock Around The Clock». Родился рок-н-ролл, однако Хейли не был тем человеком, кто мог его достойно представлять. В то же время Сэм Филлипс, владелец «Сан рекордз» (Sun Records) - ритм-н-блюзового лейбла в Мемфисе - подумывал о том, что если бы он смог найти белого певца, поющего по-негритянски, то стал бы миллионером.
Рок-н-ролл в действительности является лишь другим названием ритм-энд-блюза, который в свою очередь является другим именованием для блюза, произошедшего от негритянских спиричуэлс; однако для белого населения США и Европы он был в новинку. Многие из первых исполнителей рокабилли на «Сан» были всего лишь копиями либо Хэнка Уильямса, либо черных блюзменов, и не обладали собственным неповторимым стилем. Карл Перкинс (Carl Perkins) был несомненно прекрасным певцом и гитаристом, но слишком уж напоминал Хэнка Уильямса (взять, к примеру, его «Let The Jukebox Keep On Playing»). Элвис Пресли (Elvis Presley) был в основном все-таки поп-исполнителем (благодаря менеджменту Тома Паркера). Другие же исполнители были менее известны и не слишком оригинальны.
Джерри Ли был одним из немногих оригинальных белых блюзменов, а также одним из немногочисленных стилистов кантри после Хэнка Уильямса. Это заметил Сэм Филлипс, когда услышал Джерри Ли исполняющим вещи собственного сочинения: рэгтайм «End Of The Road», кантри «Crazy Arms» и «You're The Only Star» Джина Отри (Gene Autry) в обработке пиано-буги, а также блюз-рок «Deep Elem Blues» в 1956 году. Джерри Ли создал совершенно новый стиль, соединяющий кантри, блюз, рокабилли, Эла Джонсона, буги и госпел, что все вместе и создало музыку ДжЛЛ.
Вскоре в мире обратили внимание на смесь кантри-блюз-буги в исполнении ДжЛЛ, и хит последовал за хитом. Его поразительный талант занял особое место в мире рок-н-ролла. Стиль его был неповторим. В хит-парады блюза, рок-н-ролла и кантри в 1957-1958 гг. вошли как забойные вещи вроде «Great Balls Of Fire», «Mean Woman Blues», «Breathless» и «High School Confidential», так и баллады в стиле кантри, такие как «You Win Again», «Fools Like Me» и «I'll Make It All Up To You». Джерри Ли мог петь и играть все что угодно, в том числе: старомодное кантри («Silver Threads»), дельта-блюз «Crawdad Song»), джаз («No More Than I Get»), нэшвилл-кантри («I Can't Seem To Say Goodbye»), лоудаун-блюз («Hello, Hello Baby») и рок-н-ролл («Wild One»). Так Сэм Филлипс нашел белого музыканта, который мог петь как негр и даже лучше.
К 1958-1959 гг. настоящий рок-н-ролл угасал. Исполнители вроде Бадди Холли (Buddy Holly) или Пэта Буна (Pat Boone) были хорошими певцами, но куда как более прилизанными, чем первые рокеры. Исполнители типа Бобби Ви (Bobby Vee) или Фабиана (Fabian) приобрели известность скорее благодаря своей наружности, нежели музыке. Джерри Ли обнаружил, что его музыку запрещают (подходящим предлогом для этого стал его брак с Майрой), и настоящей причиной тому было то, что рок-музыка побуждала молодежь к бунтарству. Наконец, падение рок-н-ролла было ускорено расистами, ненавидящими блюз, кантри, джаз и иную музыку «от корней», которой рок-н-ролл и был изначально. Потому-то хит-парады того времени страдали от засилья сладенькой поп-музыки.
В то время как друзья и современники Джерри Ли, такие как Элвис и Рой Орбисон (Roy Orbison) (по большей части под нажимом менеджеров вроде Тома Паркера) переключились на новый стиль, «Киллер» же, как и раньше, продолжал выдавать свои блюз-буги. Часть превосходнейших в его карьере хитов была записана на «Меркьюри рекордз» (Mercury Records) с 1963 по 1968 г. Среди них - «Corrine, Corrina», «She Was My Baby», «Whenever You're Ready» и др. Он также исполнял в то время и соул, например «Just Dropped In», «It's A Hang-up, Baby» и «Turn On Your Lovelight».
К 1968 году Джерри сосредоточился на кантри и выпустил мощные хиты вроде «Another Place, Another Time», «What's Made Milwaukee Famous», «To Make Love Sweeter For You» и «She Still Comes Around». С 1969 по 1981 г. среди хитов Джерри вышли прекрасные баллады, такие как «Would You Take Another Chance», «She Even Woke Me Up», «Touching Home», «He Can't Fill My Shoes» и «When Two Worlds Collide». Он также занимался блюзом, его вещь «I'll Find It Where I Can» вошла в хит-парад по категории C&W (Country & Western - кантри и вестерн). Его альбомы также хорошо продавались, особенно «The Session» и «Killer Rocks On».
Годы его работы с фирмой «Elektra» (с 1979 по 1981) были также отмечены успехом, пришедшим с такими хитами, как «Two Worlds Collide», «Rocking My Life Away» и др. К 1986 г. он выпустил свыше 60 хитов, многие из которых были номером 1 или входили в десятку лучших. Три его альбома, выпущенных на «Elektra», стали одними из лучших. За ними последовали хорошие альбомы, записанные на MCA.
Между тем 60-е, 70-е и 80-е годы наполнили личную жизнь Джерри трагедиями: любимые им сыновья, Стив Аллен и Джерри Ли-младший, погибли в несчастных случаях, соответственно в 1962 и 1973 годах, в 1970-м умерла его мать, в том же 1970-м с ним развелась Майра; его следующие две жены погибли в 1981 и 1983 году в результате трагических несчастных случаев. Журнал «Роллинг Стоун» опубликовал чудовищно лживую статью, обвиняющую Джерри в смерти его пятой жены в 1983 году, не приведя при этом ни крупицы фактов. Все эти и другие трагические события заставили Джерри Ли пристраститься к наркотикам и спиртному. Он чуть не умер дважды: в 1981 и 1985-м от язвенного кровотечения. Керри, его нынешняя жена, помогла Джерри избавиться от вредных привычек.
И все же, несмотря ни на что, Киллер остается лучшим вокалистом, пианистом и шоуменом из всех. Его альбом 1995 года «Young Blood» наполнен той же энергией, что и работы прежних лет. Как заметил Хэнк Кокран, Джордж Джонс может великолепно петь традиционное кантри, но ничего более; Фрэнк Синатра превосходно исполняет свою музыку, но Джерри Ли может делать все, от блюза до кантри вплоть до Джимми Роджерса и госпел, и притом делать это как следует.
В 1996-м у Джерри случился инфаркт, однако он по-прежнему продолжает заниматься роком. Джерри Ли не только Король Рок-н-Ролл-Буги, но также и Король Американской Музыки Южных Штатов. И он единственный, кто продолжает играть настоящий Южный Блюз и Кантри в 90-е годы.
Это величайший из ныне живущих исполнителей рок-н-ролла. |